История "молескинов": "кротовья шкура", писатели и формирование сообщества
Moleskine: 11 фактов о блокнотах
Любите ли вы блокноты Moleskine за дизайн и удобство, или ненавидите за цену и претенциозность, нет никаких сомнений в том, что вы о них слышали. Бренд научился рассказывать о себе интересные истории, и за 20 лет сформировал преданное сообщество фанатов.

Предлагаем 11 интересных фактов про "молескины", которые помогут разобраться, как чёрные блокноты стали такими популярными.
Блокноты, похожие на современные молескины, были популярны в XIX и начале XX века, их делали независимые французские фабрики. Последнее производство было закрыто в конце 1980-ых в Туре, но в 1997 года случилась успешная перезагрузка компанией Modo&Modo.
Автором концепции стала Мария Себрегонди, которая по просьбе компании, придумала товар для "интеллигентных путешественников", сделав нечто вроде путевого дневника. Стилистически выдержанного, с кармашком на задней обложке и закладками. Интервью с Себрегонди можно почитать тут.
На создание блокнота Себрегонди вдохновили романы американского путешественника и писателя Брюса Чатвина. Книги он писал в блокнотах, и был страшно опечален, когда не нашёл нужных в парижском книжном магазине.
Название "молескин" в переводе означает "кротовья шкурка". Так называли ткань с гладкой внутренней поверхностью и начесом внутри. В России из неё шили плащи и лыжные костюмы. Гладкая чёрная обложка чем-то напоминала кротовью шкуру, поэтому блокноты назвали молескиновыми тетрадями.
Во Франции эти записные книжки называются carnets moleskines : «moleskine» в данном случае означает черный клеенчатый переплет. Всякий раз, бывая в Париже, я заходил пополнить свой запас блокнотов в papeterie (писчебумажный магазин) на рю дел'Ансьен Комеди. Страницы были квадратными; форзацы скреплялись пластичной лентой. Я пронумеровал их по порядку. На первой странице я надписал свое имя и адрес, с обещанием вознаграждения нашедшему. Потерять паспорт — полбеды; потерять записную книжку — катастрофа.

За несколько месяцев до того, как я отправился в Австралию, владелица той papeterie сообщила, что раздобыть vrai moleskine (настоящий молескин) становится все труднее и труднее. Остался лишь один поставщик — маленькая семейная фабрика в Туре. Но они очень медленно отвечают на письма.
<...>
В пять часов, как мы уговорились, я снова зашёл к мадам. Фабрикант давно умер. Его наследники продали фабрику. Мадам сняла очки и с почти траурным видом изрекла: "Le vrai moleskine n'est plus" ("Настоящего молескина больше нет")

Брюс Чатвин, роман "Тропы песен"
Говорят, Эрнест Хемингуэй и Оскар Уайльд использовали маленькие черные ноутбуки, такие же, как Moleskine, чтобы записать свои мысли и произведения. И даже у художников, включая Матисса, Ван Гога и Пикассо, были маленькие чёрные книжечки для записей. Сегодня аудитория покупатаелей блокнота - "работники знаний": дизайнеры, архитекторы, путешественники, которым не терпится заполнить кремовые страницы "молескинов".
Если вы чувствуете себя немного неловко о том, как точно сказать "молескин", вы не одиноки. Официального произношения нет, потому что, как сообщает бренд Moleskine, это "торговая марка с неопределенной национальной идентичностью". Но если вы хотите говорить как итальянский производитель, стоит произносить "mole'ski: nе".
Несмотря на то, что многие производители подвергаются критике за перемещение операций в Китай для сокращения рабочей нагрузки, компания Moleskine уверяет пользователей, что их решение было больше историческим, чем финансовым. Ведь Китай имеет, как говорят в компании, «самую давнюю традицию в мире в производстве и обработке бумаги».
Считается, что Стив Джобс, когда придумывал iPhone, вдохновлялся блокнотами бренда. Скруглённые углы, вид заметок - что-то, определённо, в этом есть.
Очень нравится история о том, что многолетнее качество может быть и в мире канцелярии. Со студенческих времён прошу дарить мне коллекционные "молескины", любимые серии - по "Маленькому принцу" и "Властелину колец". А вот тематический про кино не зашёл, один раз внесла пару фильмов и всё, лежит и пылится.

Анна Черток

Андрес Гузман
Керби Розанес
Нимит Малавиа
Для контроля качества Moleskine присваивает индивидуальный идентификационный номер каждому блокноту. Они просят вас сохранить этот номер, чтобы вы могли сообщить о любых проблемах, но можно думать о нем как о собственном имени вашего блокнота.
Эксперты по рекламе задавались вопросом о недостаточной рекламе Moleskine. Компания предпочитает вместо этого использовать "сарафанное радио", специальные СМИ и даже демонстрацию блокнота в таких фильмах, как "Дьявол носит Prada" и "Дневники мотоциклов". Но главное - сообщество, которое уже сформировано.

Как отмечает бизнес-эксперт Алессандро Брун, Moleskine успешно позиционирует "чрезвычайно обычный" предмет как объект желания, проникнутый историей. Он становится важным инструментом образа жизни для современного творчества.
Первое кафе Moleskine открылось в аэропорту Женевы в 2015 году, второе - в июле в центре Милана. Клиенты могут насладиться чашечкой кофе и посмотреть на эскизы, сделанные в блокнотах. И, конечно же, запастись канцелярией, а теперь и рюкзаками, ручками и другими мелочами с символикой.
Я в принципе бренд-addict. Люблю следовать за конкретной маркой одежды, аксессуаров или канцелярии, поскольку знаю, что за конкретным именем стоит то качество, которое меня устраивает, и определённая история. Moleskine я начала пользоваться ещё в школе, потому что увидела в каком-то фильме или даже в нескольких (кажется, у Вуди Аллена встречался). В «500 дней лета» Moleskine точно был. И хотя сам фильм мне не понравился, я влюбилась в блокнот.

Я исписала уже несколько блокнотов, ежедневников и еженедельников и ещё есть журнал хобби – для записи рецептов. В этих блокнотах меня привлекает качество, о котором я уже сказала выше: плотная бумага, лаконичное, но элегантное оформление, удобный формат для маленькой сумочки, навигация, наличие закладок и кармашка для всяких необходимых вещей. Конечно, все это можно было бы найти в Filofax или InFolio и других аналогах, но от них я не получаю эстетического удовольствия.
От своего блокнота для записей рецептов я вообще тащусь! Обычно в «Буквоеде» такие блокноты встречаются с неимоверным количеством картинок и ненужных цитат, которые усложняют запись рецептов. Здесь всё просто: несколько разделов: старты, горячее, десерты и прочее, кроме того можно самой назвать какой-то раздел и всё пронумеровать. Пару лет назад Moleskine стали ограниченно привозить в Россию, так что этот журнал мне заказал молодой человек в Германии, и это был один из лучших подарков на день рождения.

Единственный минус – то, что я иногда ленюсь заносить рецепты. Ещё один минус в молескинах – их цена, чаще всего выше 1000 рублей, но я стараюсь покупать на распродаже. Раньше к блокноту вообще не прикладывались наклейки, сейчас они есть, но поскольку, как и любая девочка, я люблю канцтовары, «протюнинговала» свой ежедневник стопкой дополнительных наклеек для удобства, так как я придерживаюсь системы bullet journal. Bullet journal пыталась вести в нелинованном блокноте не от этой фирмы, но надоело через пару месяцев, так как нужно было самой каждый месяц рисовать всё необходимое. Эта работа много времени отнимает, а в Moleskine есть всё, что нужно. Но, как я уж говорила, бренд-addict и других вариантов не искала.

Варвара Кроз, экс-главный редактор проекта Restoran.ru (Петербург)