Меню
Из истории вегетарианства:
мудрецы, осознанность и подвижничество
Мария Самарина
Международный эксперт по осознанности, блогер с аудиторией в 350 тысяч подписчиков. Основательница школы технологий "Поток".
Вегетарианство - не новое явление, которое сохраняется в культуре на протяжении многих веков. У этой практики питания большая и разнообразная история. Расскажу несколько интересных фактов.
Античность

В древности вегетарианство пользовалось благосклонностью некоторых великих деятелей классического мира, в первую очередь Пифагора (580 г. до н. э.). Хорошо известный своим вкладом в математику, Пифагор был независимым мыслителем, первым, например, допустившим женщин в свой интеллектуальный круг на равных условиях. Его учение о том, что все животные должны рассматриваться как родственники, включало воздержание от мяса. Идеи Пифагора частично отражали традиции гораздо более ранних цивилизаций, включая вавилонян и древних египтян. Вегетарианская идеология практиковалась среди религиозных групп в Египте около 3200 г. до н.э., при этом воздержание от употребления плоти и ношения одежды животного происхождения основывалось на кармических верованиях в реинкарнацию.

Пифагор рассматривал вегетарианство как ключевой фактор мирного сосуществования людей, выдвигая точку зрения, согласно которой убийство животных пагубно влияет на человеческую душу. Кроме того, Пифагор призывал воздерживаться от мяса не только из-за идеологии, но и потому что считал такую диету полезной для здоровья.
Другие известные древнегреческие мыслители, пришедшие после Пифагора, придерживались вегетарианской диеты. Среди них был Теофраст, ученик Аристотеля и его преемник на посту главы Афинского лицея. Сократ, Платон и Аристотель - все спорили о статусе животных, хотя вывод Аристотеля о том, что животный мир существует для использования человеком (и, по его мнению, наравне с рабами), предвосхитил взгляды римлян и христианской церкви, которая в будущем стала доминирующей для западной культуры.

Пифагорейские идеалы не вписывались в жестокие порядки Древнего Рима., где, например, гладиаторы убивали животных в рамках спортивных соревнований . "Пифагорейцев" презирали и считали "подрывными элементами", так что вегетарианство приходилось скрывать. Однако термин "пифагорейский" стал синонимом "вегетарианства", и оно распространилось по всей Римской империи с 3-го по 6-й века среди тех, кто находился под влиянием философии неоплатонизма. Среди таких авторов были, к примеру, Плутарх, чей 16-томный труд "Моралии" включает "Эссе о поедании плоти" и Порфирий, написавший "О воздержании от мясной пищи".

Мария Самарина:

Впервые я задумалась о вегетаринстве, когда жила и работала в Кремниевой долине. У нас с мужем был технологический стартап, и я видела, что первоклассные, мощные предприниматели не едят мясо. И мне стало интересно, почему. Я задавала вопросы, и они отвечали: "При вегетарианском питании намного больше энергии. Мозг работает лучше".

Я стала изучать вопрос, но сначала не отказалась от мяса. Потом стала заниматься медиатациями, посещать ретриты и однажды, услышав вибрацию животного, больше есть мясо не смогла. Какое-то время ела рыбу, но потом отказалась и от неё. Если есть много овощей, фруктов и зелени мозг на самом деле начинает работать чище, сил больше.

В моей жизни сейчас вегетаринство играет большую роль. Вместе с ним пришло много осознаний в плане экологичного подхода к жизни: "Не навреди, а лучше созидай". Первый шаг: не делай плохого природе, животным, окружающим людям. Второй - помогай.

Всё в итоге для меня вылилось в глобальный концепт: изначально цель была более практической - получить энергию и силы на развитие новых бизнесов. Но сейчас это уже идеология: все мои трое детей вегетарианцы - мы не едим ни мясо, ни рыбу. После молока или яиц практически сразу дети начинают болеть - всё это не слишком качественное. Мы стараемся минимизировать количество продуктов животного происхождения. О необходимости этого, много говорит, например, натуропат Марва Оганян.

Сейчас я рассматриваю питание в том числе с точки зрения вибраций: в мясных продуктах много грубой, агрессивной энергии. Если есть мясо появляется тревожность, и мы вредим нашему сознанию - оно пребывает в сонном состоянии. Кроме того, структура человеческого организма не подходит для его употребления.
Восточные религии

В Азии воздержание от мяса было центральным элементом таких ранних религиозных философий, как индуизм, брахинизм, зороастризм и джайнизм.

Вегетарианство поощрялось в древних стихах «Упанишад», а также упоминалось в «Ригведе» - самом священном из древних индуистских текстов. В основе таких религий лежали доктрины ненасилия и уважения ко всем формам жизни.

Христианство

Раннее христианство принесло с собой идеи превосходства человека над всем живым, но несколько неортодоксальных групп придерживались другой точки зрения. Манихейство, практиковавшееся между 3 и 10 веками н.э., было еще одной философией, выступающей против убийств животных. Эти вегетарианские аскеты изображались фанатиками, которых боялись, ненавидели и часто преследовали официальной церковью. Например, вегетарианцы-богомилы, христианская секта, жившая на территории нынешней Болгарии, были сожжены на костре за ересь. При этом мы знаем двух важных для истории вегетарианцев: Святой Давид, покровитель Уэльса, и Святой Франциск Ассизский.
Возрождение и Просвещение

В период раннего Возрождения открытая вегетарианская идеология была редким явлением. Голод и болезни были обычным делом, поскольку урожай был невысоким, а еды не хватало. Мясо было в основном было роскошью для богатых. В этот период пифагорейская и неоплатоническая мысль снова становится влиятельной в Европе. Новое открытие классических авторов включало в себя представление о том, что животные чувствительны к боли. Кроме того, в Европу начинают завозить картофель, кукурузу и цветную капусту.

На фоне обжорства богатой Италии эпохи Возрождения такие деятели, как диетолог Корнаро (1465-1566), выступили с яростной критикой такого образа жизни, и перешли на вегетарианскую диету. Философ Томас Мор с некоторой страстью писал о тяжелом положении животных. Они, как и Монтень, был потрясены жестокостью, связанной с кровавыми видами спорта и охотой. Леонардо да Винчи (1452-1519) изобретатель и художник тоже был известен как человек, открыто осуждавший употребление мяса в пищу.

В XVIII веке представления о главенстве человека над царством животных всё больше усиливались. Декарт формулирует теорию, что у животных нет ни души, ни разума. В противовес ему Локк высказал аргументы в пользу того, что животные - разумные, чувствующие существа, жестокое обращение с животными усиливалось. В те дни методы убоя были крайне варварскими. Среди западных религий возродилось представление о том, что, по сути, потребление мяса - это отклонение от воли Бога и истинной природы человечества.
Романтики и реформаторы

Заслуживающие внимания фигуры вегетарианцев XIX века появляются благодаря гуманизму, религиозной реформации, социальному и медицинскому подвижничеству; романтическому спиритизму. Выдающийся диетолог и врач своего времени доктор Уильям Ламбе (1765-1847) - центральная фигура вегетарианского движения этого периода. Входя в круг радикальных мыслителей, включая писательницу Мэри Уолстонкрафт и поэта Шелли, Ламбе часто был гостем доктора Джона Ньютона, семья которого продвигала «овощную диету», а позже сыграла важную роль в создании Вегетарианского общества. Поэт-романтик Шелли стал вегетарианцем в 1812 году. Он отказался от мяса, так как был убежден в преимуществах такой диеты. Шелли также добавил политический аспект к проблеме вегетарианства, указав на неэффективное использование ресурсов. В то время мясо все еще оставалось уделом привилегированных слоев населения, и Шелли называл его производства причиной нехватки продовольствия для нуждающихся.

Влияние радикального христианства в XIX веке дало большой импульс вегетарианству в Великобритании и США. Например, вегетарианцами были адвентисты седьмого дня. Известным последователем этой религии был доктор Джон Харви Келлог, проповедник и изобретатель знаменитых сухих завтраков.

К 1880-м годам в Лондоне стали популярны вегетарианские рестораны, предлагающие дешевые и питательные блюда в респектабельной обстановке.
XX век

На рубеже XX века здравоохранение всё еще находилось в плохом состоянии: например, высоким оставался уровень детской смертности и, конечно, бедности. Вегетарианство и гуманизм всегда были тесно связаны. Во время всеобщей забастовки 1926 года Вегетарианское общество отправляло посылки с продуктами горнякам.

Любая история вегетарианства была бы неполной без упоминания вклада Махатмы Ганди, который много писал на эту тему. Вегетарианство занимало центральное место в его жизни и основывалось на его философии и образе жизни.

Вегетарианство также обратилось к контркультуре середины 1960-х годов, когда восточные влияния проникли в западную поп-культуру. В 1970-х годах серьезное академическое внимание обратилось к защите животных, и в 1975 году основополагающая книга Питера Сингера «Освобождение животных» положила начало движению против экспериментов на животных и промышленного животноводства.

В течение 1980-х и 90-х годов вегетарианство получило большой импульс, поскольку катастрофические последствия, которые человечество оказало на Земле, стали более очевидными. Экологические проблемы доминировали в заголовках и какое-то время занимали приоритетное место в политике. Вегетарианство стали справедливо рассматривалось как часть процесса сохранения ресурсов.

История вегетарианства включает в себя удивительное разнообразие персонажей и событий. Вегетарианство нашло отражение в культурах всего мира, и в основном вегетарианская диета поддерживала человечество на протяжении многих тысяч лет по моральным, религиозным и экономическим причинам. Сегодня - вегетарианство часть жизни для многих людей, и его значимость не вызывает вопросов.